1. без Библии 2. с Библией |
Урок 10. Новый завет |
|
Комментарий для учителейЦель учителя1. Провести параллель между ветхим и новым заветами. 2. Объяснить роль, отведенную закону в рамках завета. 3. Показать связь между заветом и небесным святилищем. План урокаI. Ветхий завет + новый завет = возобновленный завет. II. Завет с течением времени. III. Основные составляющие завета. КомментарийНа самом деле, в ветхом завете не было никаких изъянов. Он утратил силу, потому что Израиль неоднократно нарушал его условия. К сожалению, окаменевшие формы богопоклонения, называемые ритуалами, стали непреодолимым барьером, преградившим Божественной Троице путь к сердцу Израиля. I. «Вот, наступают дни...»Именно этими словами Господа Святой Дух подвиг рыдающего пророка Иеремию записать и огласить основные условия включения и вступления в силу нового завета. На пьедестал сердца будет воздвигнут Закон Божий. Служение левитов утратит свое значение и уступит место великому служению Первосвященника-Мессии, Который Своей искупительной жертвой заменит обряды, совершаемые в земном святилище, и заложит основания нового, лучшего завета. II. «Пересадка» сердцаПосредством нового завета Христос, Скала Веков, стремился удалить каменное сердце Израиля и вдохнуть в них живую веру. «И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим, и соблюдали уставы Мои и выполняли их; и будут Моим народом, а Я буду их Богом» ( Иез. 11:19,20). Мессия провел резкий контраст между религией слов и религией сердца. Может, это и вызвало справедливый гнев Христа в адрес зазнавшихся духовных вождей Израиля; которые погрязли в холодном формализме ритуалов? «Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: „Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим". И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте!» ( Мф. 15:7—10). III. Ветхий и новый заветЗавет на Синае не был заветом, основанным на заслугах перед Богом! В Исх. 5:22, 23 Моисей задает вопрос, под которым фактически могла бы подписаться вся Вселенная. Задавая этот вопрос, он просит Яхве явить могущество и черты Своего Божественного характера. Однако вместо того чтобы сообщить мотивы и цели Своих действий, сокрытых в Божьих титулах, Бог в ответе, записанном в Исх. 6:1—8, открывает Моисею значение Своего имени, из чего следует, что именем Яхве передается то огромное значение, которое Бог придает отношениям со Своим народом. Понимание значения имени «Господь» дает знание того, что Он может совершить для Своего народа. Ранее они слышали имя Яхве, но не знали, что Он готов совершить для них! В период Исхода у Израиля было два возможных варианта развития отношений завета с Богом. Первый предполагал, что Израиль попытается выполнить условия завета, опираясь на собственные силы. Избрав второй вариант, он мог посредством веры принять из рук милостивого Я есмь укрепляющую благодать, которая придала бы необходимую силу для выполнения взятых на себя обязательств. «Диспенсационализм» тоже отводит определенный период времени для действия завета благодати. Согласно этому учению, библейская история делится на семь периодов, и для каждого из этих периодов у Бога имеется определенный план действий. «Диспенсация» — это период времени, в течение которого человечество проходит проверку на свою готовность выполнения воли Божьей для этого конкретного периода. Каждая такая «диспенсация» заканчивается судом Божьим. Соответственно, среди этих «диспенсаций» находит свое место период действия закона и период действия благодати. Таким образом, сторонники этого учения тщетно пытаются разрушить Божественную гармонию, разделив библейскую историю на два отдельных периода: верховенства закона и действия благодати. IV. Лучший завет«Новый завет для народа Божьего действует лучше, чем ветхий... В отличие от предыдущего завета, который потерпел неудачу, новый завет... такая участь не постигнет, ибо Христос есть его Поручитель... Христос исполняет три фундаментальных обетования Божьих: (1) Он запечатлевает нравственный Закон Божий в сердцах Своего народа... (2) Он индивидуализирует спасающее познание Бога, чтобы каждый израильтянин без исключения имел бы личные и непосредственные отношения с Богом (см. Евр. 8:11); и (3) Он прощает грехи народа Божьего: "Грехов их ...не воспомяну более" ( Евр. 8:12)... Согласно Евр. 8— 12, Церковь Христа олицетворяет истиняое исполнение пророчества Иеремии о новом завете. Ни в коем случае не будучи отменой нового завета с Израилем, она является прообразом его окончательного воплощения, когда истинныe израильтяне всех веков объединятся на брачном пире Агнца в Новом Иерусалиме (см. Мф. 8:11, 12; 25:34; Откр. 19:9; 21:1—5)» (Ганс Ларонделл. «Израиль Божий в пророчестве. Принципы пророческого истолкования», с. 114—121). V. Священник нового завета«Христос предстал перед Небесным Отцом, подобно Аарону, посвятившему себя служению священника. Подобно тому, как Моисей помазал Аарона, Бог помазал Христа (см. Лев. 8:30; Пс. 45:7). Подобно тому, как Моисей окропил кровью освящения одежды Аарона, одежды праведности Христа были окроплены Его святой кровью. «Одержав победу и продолжая оставаться с виду как человек (в одеянии плоти), Он вознесся к ликующим небесам. Он внес кровь примирения в Святое святых, окропил ею ковчег завета, а также одежды Своей праведности и весь народ Святым Духом» (Y1, 25 июля 1901 г.). В момент освящения Иисус принял от Отца звание Первосвященника, как об этом сказано у апостола Павла: „Быв наречен от Бога Первосвященником..." ( Евр. 5:10; см. также ст. 4, где слово „призываемый" подразумевает „призываемый на служение"). Он обращает окровавленный лик к Небесному Отцу и внемлет Его словам. Затем, побуждаемый Духом, Он отвечает на жалобный призыв Своих заблудших овец. Его руки со следами ран от гвоздей, направляемые Духом, продолжают трудиться над созиданием Небесного Царства. Ступни Его ног оставляют алый след, и Святой Дух указывает на Него всем, кто ищет путь к небесной славе» (Лесли Хардинж. «Иисус и скиния собрания. Путь Христа пролегает через святилище», с. 342, 343). Тексты для исследования: Иер. 31:31—34; Ос. 2:18—23; Евр. 10:41. При тщательном рассмотрении становится ясным, что в новом завете не так уж много нового. Почему в таком случае к нему употребляется определение «новый»? В каком смысле вечный завет Бога с человеком всегда остается «ветхим» и «новым» одновременно? 2. Соглашаясь с тем, что новый завет был фактически идентичен прежним заветам, можно ли обнаружить различия в расстановке акцентов, или возможны совершенно новые моменты? Если эти различия имеют место, укажите, в чем они состоят. 3. Иеремия писал о новом завете в то время, когда Израиль был завоеван и разорен Вавилоном. Для среднестатистического человека того времени могло показаться, что Бог оставил Израиль или же потерял к нему всякий интерес. Но, оказывается, Бог выбрал именно это время, чтобы объявить о заключении нового завета со Своим народом. Как в этом проявляется Божья любовь к человеку и Его участие во всех обстоятельствах нашей жизни? 4. Порой нам кажется, что мы перестали любить Бога или у нас исчезло желание выполнять Его волю. Как вы думаете, посильно ли нам самим вызвать в себе богоугодные чувствования? Если нет, какая надежда для нас содержится в словах Иеремии о новом завете? 5. Послание к Евреям дает нам глубокое понимание значения нового завета, на которое указывал еще ветхий завет. В своем послании апостол Павел утверждает, что ритуалы, совершаемые священниками во времена ветхого завета, являлись всего лишь прообразами, которые (как он прямо заявляет в Евр. 10:4 о крови приносимых в жертву животных) не могут уничтожить грех. Сейчас по этому поводу ни у кого не возникает сомнений. Почему утверждение апостола Павла могло вызвать смущение в умах его современников? Личное благовествованиеБог дал Израилю святилище с тем, чтобы Он мог обитать среди них. Святилище состояло из двух отделений: Святого и Святого святых. В момент смерти Иисуса Христа завеса в храме, отделяющая Святое от Святого святых, разодралась сверху донизу. Это означало, что отпала необходимость в храмовых жертвоприношениях, поскольку была принесена окончательная жертва за наши грехи — Агнец Божий. Разодранная завеса также означала, что стена отчуждения между евреями и язычниками рухнула. «Иисус принес Себя в жертву за тех и за других, и теперь все желающие спастись должны были веровать в Него как единственную Жертву за грех, Спасителя мира» (Е. Уайт. «Ранние произведения»,с. 209). Земное святилище выполнило свою задачу. Его внутренность открылась взгляду всех. Она перестала быть тем местом, куда имел право входить только первосвященник. Теперь слава Божья открылась для всех, так что каждый верующий может приходить к Богу без посреднического служения первосвященника (см. Е. Уайт. «Библейский комментарий АСД»,т. 5, с. 1109). Теперь мы имеем доступ к Богу в любое время! Кто из окружающих вас людей еще не знает об этом? Составьте список тех ваших знакомых, кому вы можете уже сегодня рассказать о том, что Бог рядом и готов выслушать их. Пригласите их к себе в гости. Пусть эта встреча будет подобна тем, что были описаны в седьмом уроке в разделе «Личное благовествование». Поделитесь с ними радостью сознания того, что Бог всегда рядом. От теории к практикеИудеи верили, что архангел Михаил был посредником между Израилем и Богом. Казалось бы, принятие Иисуса Христа в качестве совершителя предвечного замысла Божьего о спасении человека не могло быть для иудеев чем-то необычным. Однако на самом деле произошло обратное. Иисус столкнулся с упрямым отвержением всех Своих попыток заключить новый завет. Вопросы для размышления1. По свойственной человеку склонности Израиль постоянно нарушал условия завета с Богом. Как жертва на Голгофском кресте изменила ветхий завет, сделав его «лучшим заветом»? Каковы преимущества нового завета перед ветхим? Объясните, в чем кроется опасность злоупотребления Божьей милостью и принятия ее как должной в условиях нового завета. 2. Несмотря на искреннее стремление человека к духовому возрастанию, грех неизменно вмешивается в его отношения с Богом. Каким образом Святой Дух исправляет последствия. этого вмешательства? Что мы можем предпринять со своей стороны, чтобы исполниться Святым Духом? 3. Принимая во внимания присущую человеку склонность постоянно нарушать условия завета с Богом, почему, на ваш взгляд. Он снова и снова, как свидетельствует история, ищет пути обновления, улучшения или изменения Своего завета с нами. Вопросы для закрепления1. Ветхий завет был дан в письменной форме (см. Исх. 24:1—8), в то время как новый завет был запечатлен силой животворящего Духа. Ветхий завет имеет отчасти более внешнюю направленность; новый завет — внутреннюю, затрагивающую сердце человека. Ветхий завет влиял на поведение людей, новый завет изменяет их мысли и намерения сердечные. Подумайте, в чем еще новый завет «лучше» ветхого? 2. Иногда люди спрашивают: «Откуда вам известно, что Богу более угодны не наши заслуги или послушание, а наш ответ взаимностью на Его любовь?» Можете ли вы в качестве ответа на этот вопрос привести пример из своей жизни? Какова роль таких личных опытов для подтверждения действенности нового завета в земной жизни? Могут ли они оказать влияние на вечную участь человека, которому вы их рассказываете? 3. Почему людям было так трудно принять новый завет, когда Иисус был еще жив? Как вы думаете, сегодня людям легче или труднее принять новый завет? Почему? ЗаключениеИзначальные условия завета остаются неизменными, но всякий раз, когда Бог заключал завет, человек, вследствие своей греховной природы, снова нарушал его. Однако, несмотря на этo, Бог продолжает предлагать спасение каждому человеку, надеясь, что Его дар не будет отвергнут. |